ДЕЛОВАЯ ИГРА «ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ»
ЦЕЛЬ: продолжить знакомство учащихся с правами несовершеннолетних. В игровой форме познакомиться со статьей №23 « Право человека на труд».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
Дома каждой команде надо было составить рассказ о любой стране мира или о красивом уголке нашей страны. Дети должны так соста-вить рассказ о стране, чтобы тому, кто этот рассказ услышал, захотелось в ней побывать.
ХОД ИГРЫ.
Учитель: Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно:
v Что люди могут делать и чего не могут?
v Что они обязаны делать и чего не обязаны?
v На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплош-ной кошмар и неразбериху.
Работать сегодня мы будем по группам – советам. В нашем классе 5 советов. Мэр класса и вице-мэр будут моими помощниками. Они должны анализировать ответы, дополнять их и, конечно, принимать активное участие в обсуждении. А еще давайте споем нашу любимую песню « Бременские музыканты».
Учитель: Недаром мы начали занятие с этой песни. Уважаемые музыканты, каким правом воспользовались вы, путешествуя по своей стране?
Правом свободного передвижения. ( здесь дети выступают с домашним заданием, каждый рекламирует свою страну, по которой хочет путешествовать.)
Учитель: Хорошо, но давайте вернемся к нашим друзьям – бременским музыкантам. Порассуждайте, можно ли наших героев назвать бездельниками?
Ребята отвечают на вопрос учителя.
Учитель: а вот про такую девочку что можно сказать?
( ребята показывают сценку « ЛЕНТЯЙКА» )
Валя : вот уже целый час пришиваю пуговицу и не могу никак при-шить. Бабушка, все ли дети умеют пришивать пуговицы?
Бабушка: вот уж не знаю. Отрывать пуговицы умеют все, а при-шивать–то достается бабушкам.
Валя:вот как! А ты меня заставила, как будто ты мне не бабушка!
Учитель: вот про такую лентяйку, как Валя, русский народ сложил пословицу» Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник». Скажите, а приятно дружить с лентяем?
Ребята отвечают на вопрос учителя.
Учитель: но есть и противоположный тип людей. Про таких говорят: « Золотые руки». Какие руки называют «золотыми»? только ли о взрослых так говорят? Вот о таком человеке поведает нам сейчас один из ребят.
Дети рассказывают стихи.
Учитель: по отношению к труду мы можем судить о человеке. Одна из статей «Декларации» провозглашает это право. В этой статье несколько частей, потому что труд для каждого имеет большое значение. Итак, прочитайте начало статьи №23.
Чтение начала статьи №23.
Учитель: Давайте вспомним знакомую с детства сказку « Репка».
Посмотрите, каждый из обитателей дома воспользовался правом на труд. И действительно, вытащить огромную репку можно было только общими усилиями всех героев сказки.
Тихо, тихо, не шумите!
Все вы дружно помолчите.
Вас чудо ожидает, ведь сказка оживает.
Выходит дед.
Дед: Спасибо, работники! Спасибо за то, что помогли мне выта-щить огромную репку! Ну а за это вам полагается вознаграждение.
Дети, помогите мне. Как вы думаете, какое вознаграждение будет справедливым для каждого?
Учитель: Спасибо, дедушка. Вы указали на очень важный пункт в нашей статье. ( за справедливое вознаграждение)
Государство должно не только обеспечивать право на труд, но и заботиться об облегчении труда, чтобы каждый труженик мог производить продукции больше, качественнее. И все-таки резуль-тат труда зависит прежде всего от человека, от его умения согла-совывать свои действия с другими. Сейчас мы попробуем это дока-зать. Устроим соревнование. Вам нужно сделать кленовые листоч-ки для праздника. Какой из советов сделает больше всего листоч-ков?
Проводится соревнование.
Учитель: Мы позаботились об облегчении труда: разделили вас на бригады, приготовили все, что вам понадобится для работы, совето-вали вам. Одним словом, мы создали вам благоприятные условия для работы. Этот пункт тоже указан в статье.
Много есть профессий на свете – интересных и нужных. И очень важно сделать правильный выбор. Очень хотелось бы, чтобы все ваши мечты сбылись.
Имея определенный род занятий, т.е. профессию, человек имеет право вступить в профсоюз. Давайте все вместе прочитаем статью №23.
Мы много говорили о труде взрослых. А может ли школьник трудиться?
Хорошо, если наше занятие поможет вам осознать необходимость учиться, преодолевать трудности. А умение преодолевать труд-ности может пригодиться уже сейчас. У каждого совета – шифров-ка, разгадав ее, вы прочтете слова китайской басни о результатах труда.
Русский народ сложил много пословиц о труде. Вспомните их дома, а еще помечтайте, кем вы представляете себя в будущем, и нарисуйте это.