Цели: -закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы;
- дать начальное представление о ветвлении в алгоритме, о записи
условия ветвления на схеме алгоритма;
- учить формировать условия ветвления - задавать вопрос, на которые
можно ответить «да» или «нет», и делать выводы по ответам на
такие вопросы.
Ход урока.
1 Проверка домашнего задания.
Задание №6 (устно).
Обратить внимание детей, что каждая команда алгоритма – это действие, которое тоже выполняется за несколько шагов. Поэтому его тоже можно описать с помощью алгоритма.
Задание №9 (устно): какие буквы получились после выполнения второго и третьего алгоритмов?
Задание №10 (на доске) :найти двух учеников, составивших два разных алгоритма для второй фигуры, и попросить их записать свои алгоритмы на доске; пройти по рядам и посмотреть, какие фигуры ученики придумали сами. Отметить самые интересные.
2 Ветвление в алгоритме.
Выполнить задание №11 (алгоритм «Вскипятить воду»)
Вписать первые две команды на схеме.
Вписать вопрос в ромбе.
- Какую команду нужно вспомнить, если ответ на вопрос – «да» и в какой прямоугольник нужно вписать эту команду?
(Команду «Налей воду в чайник» нужно вписать в прямоугольник справа от ромба, потому что на него показывает стрелка с надписью «да».)
- Какую команду нужно вписать в прямоугольник под ромбом?
( «Закрой крышку»,а не «Поставь чайник на плиту»!)
Вписать остальные команды на схеме.
- какая команда будет выполняться не всегда? Когда её не нужно выполнять?
( Команда «Налей воду в чайник» не будет выполняться, если в чайнике есть вода. Обвести цветным карандашом прямоугольник, в котором записана эта команда).
- Итак, в некоторых действиях есть шаги, которые выполняются не всегда. Приведите примеры действий, которые выполняются только при каком – то условии.
(Можно подсказать: раскрываем зонтик, если…..(идёт дождь); заправляем машину, когда…. (кончился бензин).
- каждый раз при выполнении алгоритма условие нужно проверять, поэтому
в таких случаях в алгоритме используется ветвление. Посмотрите на схему алгоритма «Вскипятить воду». В этом алгоритме есть ветвление. Как вы думаете, почему оно так называется?
(Похоже на веточку, которая раздваивается, а ползущий по ней жук думает, куда ползти дальше. Возможно также сравнение с дорогой, которая разветвляется.)
- Ветвление – такое место в алгоритме, где нужно остановиться и решить, какие команды выполнять дальше. Для этого нужно ответить на вопрос, который записывается в ромбе. После ромба «дорога» разделяется на две. В случае ответа «да» на вопрос выполнение алгоритма продолжается по стрелке «да», а в случае ответа «нет» - по стрелке «нет».
Обратить особое внимание детей: в ромбе записывается такой вопрос, на который существует только два возможных ответа: «да» или «нет».
- Попробуем выяснить, умеете ли вы находить такие вопросы и отвечать на них
Выполнить задание №12: прочитать и обсудить первые 8 – 10 вопросов.
- Прочитайте вслух каждый вопрос, попросить детей дать несколько вариантов ответов. Обвести номер вопроса, если таких вариантов только два: «да» или «нет».
- Попросить детей назвать слова, с которых начинались «плохие» вопросы – такие, на которые нельзя ответить «да» или «нет».
3 Выполнение алгоритма с ветвлением.
- Теперь попробуем выполнить алгоритм с ветвлением.
Выполнить задание №13 (алгоритм «Раскрась крышку дома»)
- Сколько ветвлений в этом алгоритме?
(Два ромба – два ветвления.)
- Какие команды в этом алгоритме будут выполняться не для каждого домика?
(Две команды : « Закрась крышу синим карандашом» и «Закрась крышу жёлтым карандашом». Обвести прямоугольник , в которых записаны эти команды.)
- Какие команды всегда будут выполняться?
(Для каждого домика нужно получить ответы на вопросы в ромбах и выполнить команду «Закрась крышу красным карандашом».)
Выразить удивление:»Что же, крыши всех домов получатся красными?» и попросить детей выполнить алгоритм для первого домика, пока не подсказывая, что одну и ту же крышу по этому алгоритму придётся иногда закрашивать дважды, смешивая цвета карандашей (или фломастеров). Лучше попросить детей представить себя роботами, выполняющими задание по алгоритму, - ничему не удивляться и не останавливаться, пока не встретиться команда «Конец». Проверить результаты, отметить учеников, у которых крыша получилась фиолетовой. Сделать вывод: все крыши не получатся красными, потому что все домики разные, а алгоритм нужно
выполнять внимательно от начала до конца.
- Остальные домики вы раскрасите дома, а сейчас выполним задание №14. («Посади корабль на своей планете».)
- Сколько ветвлений в этом алгоритме?
( Два ромба – два ветвления.)
- Какие команды в этом алгоритме будут выполняться не каждым кораблём?
(В этом алгоритме таких команд три:
- «Лети в космическую больницу» (не выполняется, если на борту корабля нет
больных);
-«Лети в космическую столовую» (не выполняется, если на борту корабля есть
Больные);
- «Лети на ремонтную базу» (не выполняется, если корабль исправлен).
Обвести прямоугольники, в которых записаны эти команды.
- Какие команды всегда будут выполняться?
( Для каждого корабля нужно получить ответы на вопросы в ромбах и выполнить команду: «Соверши посадку на планете».)
Нарисовать в тетради «маршруты» кораблей (цвет карандаша можно выбирать по цвету корабля). Изображая маршрут, нужно связать линиями: корабль «промежуточные»пункты его полёта (столовую, больницу, ремонтную базу) и планету. Точку на поверхности планеты лучше выбирать так, чтобы линии, идущие от разных кораблей, не пересекались.
5 Итоги урока.
- Сегодня вы познакомились с ветвлением в алгоритме, узнали, как описать ветвление на схеме алгоритма, учились задавать такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
6 Домашнее задание.
В задании 12 прочитать и обвести остальные вопросы, придумать собственные вопросы.
В задании 13 раскрасить крыши 2-го, 3- го и 4-го дома.
Выполнить задание 15.
МОУ Шишовская СОШ
Открытый урок по информатике
в 3 классе.
«Ветвление в алгоритме»
2006 – 2007 уч. год.
Выполнила: учитель
начальных классов
Федорчук С. В.