МОУ Шишовская СОШ.

 

 

 

 

 

Обобщающий урок в 7 классе

«Давление в жидкости.

Атмосферное давление».

 

 

 

 

 

 

                                                   Разработан учителем физики

                                                               Козловой Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

Воронежская область Бобровский район

с.Шишовка

2009 г.

 

 

  

 

 

 

 

При изучении большой темы для оживления интереса детей полезно проводить уроки –игры с элементами эксперимента, причём такого эксперимента, который каждый, не задумываясь, выполняет каждый день в обыденной жизни.

Обычно такой урок состоит из нескольких частей-соревнований, представляющих собой разные виды учебной деятельности: это заранее подготовленные доклады учащихся, рассказики на тему по жребию, практическая работа, занимательные опыты, отгадывание кроссвордов и т.д.

Активность учащихся обязательно оценивается.

 

Ход урока.

 

  1. Доклады об атмосфере.

Заранее подготовившееся учащиеся зачитывают свои доклады(2-3 минуты).

 

Темы докладов:

-Атмосфера нашей планеты;

-История открытия атмосферного давления;

-Роль атмосферного давления в жизни человека и животного;

-Предсказание погоды.

 

  1. Рассказы о знаменитых физиках.

Желающие, подходя к учительскому столу, бросают кубик с портретами знаменитых физиков. Узнав учёного по портрету, ученик кратко рассказывает, что о нём знает. Имена физиков: Галилей, Торричелли, Паскаль, Герике, Ломоносов.

 

  1. Аукцион по продаже пятёрок.

 

Учитель читает вопрос, желающие отвечать поднимают руку.

1.     Если приложить плотно к губам кленовый лист и быстро втянуть воздух, то лист с треском разорвётся. Почему?

Ответ: при вдохе грудная клетка расширяется, и в полости рта создаётся разрежение. Снаружи на лист действует большая сила атмосферного давления.

 

2.Если открыть кран наполненной водой и плотно закрытой крышкой бочки, которая не имеет более ни каких, даже маленьких отверстий и щелей, то вода вскоре перестаёт вытекать из крана. Почему?

Ответ: над водой образуется разреженное пространство, и дальнейшему вытеканию воды препятствует сила атмосферного давления.

 

3.Почему вода не выливается из стакана, частично наполненного водой, если его плотно закрыть бумагой и перевернуть вверх дном?

Ответ: после перевёртывания стакана между дном и водой образуется разреженное пространство, поэтому вода удерживается в стакане силой атмосферного давления снаружи.

 

 

 

 

 

4.Почему вода поднимается вверх, когда её втягивают через соломинку?

Ответ: при втягивании грудная клетка расширяется, и в полости рта создаётся разрежение, в то время как на поверхность воды действует сила атмосферного давления. Разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке.

 

5.Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости?

Ответ: да, может, если в корабле поддерживается нормальное атмосферное давление.

 

  1. Практическая работа.

 

Пользуясь барометром-анероидом и линейкой, определите силу давления атмосферы на поверхность:

а) стола;

б) книги.

 

  1. Весёлые опыты.

 

а) Возьмём два пузырька из-под одеколона с очень узкими горлышками, наполненные морсом. Кто сможет выпить морс, плотно обхватив горлышко губами и не разжимая их?

Выполнить это задание никому не удаётся. Почему? Объясните, как мы пьём?

б) Возьмите банку (пакет) с соком и шило. Можно  ли выпить сок, пользуясь только шилом? Объясните свои действия.

 

  1. Игра «Найди ошибки».

 

Ученикам предлагается текст:

«Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 12 веке действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность вещества больше плотности жидкости.

Кто найдёт больше всех ошибок- получает «пятёрку» .

 

 

  1. Итог урока.

Подводя итог урока, учитель оценивает работу наиболее активных участников.

Кому-то можно дать на дом повторить тот или иной параграф.

 

 

 

 

В конце урока можно предложить отгадать загадки о физических приборах и явлениях, например:

 

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперёд

Нам погоду узнаёт.

(барометр).

 

Поднимаемся мы в гору,

Стало трудно нам дышать.

А какие есть приборы,

Чтобы давленье измерять?

(барометр).

 

Две сестры качались,

Правды добивались

А когда добились

То остановились.

(весы).

 

Никто его не видывал,

А слышать- всякий слыхивал.

Без тела, а живёт оно,

Без языка –кричит.

(эхо)

 

И в шуме наклонного ливня,

Сомкнувшего землю и высь,

Извилина вспыхнула длинно,

Как будто гигантская мысль.

И тотчас железною спицей

Пронёсся по своду небес

Гром – сильная, грозная птица –

И спрятался в поле, за лес.

(гроза, молния).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

      

 

 

 

Hosted by uCoz