МОУ Шишовская СОШ.
Обобщающий урок в 7 классе
«Давление в жидкости.
Атмосферное давление».
Разработан учителем физики
Козловой Н.А.
Воронежская область Бобровский район
с.Шишовка
2009 г.
При изучении большой темы для оживления интереса детей полезно проводить уроки –игры с элементами эксперимента, причём такого эксперимента, который каждый, не задумываясь, выполняет каждый день в обыденной жизни.
Обычно такой урок состоит из нескольких частей-соревнований, представляющих собой разные виды учебной деятельности: это заранее подготовленные доклады учащихся, рассказики на тему по жребию, практическая работа, занимательные опыты, отгадывание кроссвордов и т.д.
Активность учащихся обязательно оценивается.
Ход урока.
Заранее подготовившееся учащиеся зачитывают свои доклады(2-3 минуты).
Темы докладов:
-Атмосфера нашей планеты;
-История открытия атмосферного давления;
-Роль атмосферного давления в жизни человека и животного;
-Предсказание погоды.
Желающие, подходя к учительскому столу, бросают кубик с портретами знаменитых физиков. Узнав учёного по портрету, ученик кратко рассказывает, что о нём знает. Имена физиков: Галилей, Торричелли, Паскаль, Герике, Ломоносов.
Учитель читает вопрос, желающие отвечать поднимают руку.
1. Если приложить плотно к губам кленовый лист и быстро втянуть воздух, то лист с треском разорвётся. Почему?
Ответ: при вдохе грудная клетка расширяется, и в полости рта создаётся разрежение. Снаружи на лист действует большая сила атмосферного давления.
2.Если открыть кран наполненной водой и плотно закрытой крышкой бочки, которая не имеет более ни каких, даже маленьких отверстий и щелей, то вода вскоре перестаёт вытекать из крана. Почему?
Ответ: над водой образуется разреженное пространство, и дальнейшему вытеканию воды препятствует сила атмосферного давления.
3.Почему вода не выливается из стакана, частично наполненного водой, если его плотно закрыть бумагой и перевернуть вверх дном?
Ответ: после перевёртывания стакана между дном и водой образуется разреженное пространство, поэтому вода удерживается в стакане силой атмосферного давления снаружи.
4.Почему вода поднимается вверх, когда её втягивают через соломинку?
Ответ: при втягивании грудная клетка расширяется, и в полости рта создаётся разрежение, в то время как на поверхность воды действует сила атмосферного давления. Разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке.
5.Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости?
Ответ: да, может, если в корабле поддерживается нормальное атмосферное давление.
Пользуясь барометром-анероидом и линейкой, определите силу давления атмосферы на поверхность:
а) стола;
б) книги.
а) Возьмём два пузырька из-под одеколона с очень узкими горлышками, наполненные морсом. Кто сможет выпить морс, плотно обхватив горлышко губами и не разжимая их?
Выполнить это задание никому не удаётся. Почему? Объясните, как мы пьём?
б) Возьмите банку (пакет) с соком и шило. Можно ли выпить сок, пользуясь только шилом? Объясните свои действия.
Ученикам предлагается текст:
«Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 12 веке действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность вещества больше плотности жидкости.
Кто найдёт больше всех ошибок- получает «пятёрку» .
Подводя итог урока, учитель оценивает работу наиболее активных участников.
Кому-то можно дать на дом повторить тот или иной параграф.
В конце урока можно предложить отгадать загадки о физических приборах и явлениях, например:
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт.
(барометр).
Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы,
Чтобы давленье измерять?
(барометр).
Две сестры качались,
Правды добивались
А когда добились
То остановились.
(весы).
Никто его не видывал,
А слышать- всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка –кричит.
(эхо)
И в шуме наклонного ливня,
Сомкнувшего землю и высь,
Извилина вспыхнула длинно,
Как будто гигантская мысль.
И тотчас железною спицей
Пронёсся по своду небес
Гром – сильная, грозная птица –
И спрятался в поле, за лес.
(гроза, молния).