Выполнила учитель русского языка и литературы
МОУ Шишовская СОШ Соломатина Г.В.
Ученик. «У меня на окне всегда цветы»,- писал своей соседке по имению Прасковье Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей сти-
хотворение «Цветы последние» (читает ученик).
Учитель. Послушайте ещё одно стихотворение Пушкина «Цветок». (звучит
стихотворение). А веточка гелиотропа, которую поэт выпросил у Анны Керн,
всегда была в кабинете поэта в Михайловском.
Ученик. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления взяли оперу Прокофьева « Война и мир». Зал был переполнен.
И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала… бе-
лая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, велел по телефону положить на его место розу в знак уважения к
великому композитору.
Ученик. Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры называла розу царицей цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков:
от снежно-белых, розовых, жёлтых, голубовато-сиреневых до тёмно-красных.
И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свёрток алых лепестков,
Раскрывшейся благоуханной чашей.
С. Я. Маршак. «Абхазская роза».
Ученица. У русской поэтессы Е. Бекетовой есть стихи о сирени. Вот эти строки:
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать.
Ученица: А по древнерусской легенде , морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве.
Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви. Ландыши
были любимыми цветами П.И. Чайковского, Н.М. Карамзина и др.
Ученик.
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики,
нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная,
открытая, доверчивая…Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
Ученик.
Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит.
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами в след,
Своя, а не прихожая.
Ученица.
И.С. Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка былалюбимым цветком М.Н. Ермоловой. Горячо любил и воспевал Фиалки А.А. Блок. Ночное
благоуханье фиалок, признавался Ф.И. Тютчев, наполняло его душу «невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние благовенной
сосредоточенности.»
Ученик.
Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России.
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слёз,
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Жёлтенькие звёзды всюду по полям.
В. Брюсов.
Ученик.
Вы много раз видели нарцисс, белый цветок с жёлтой сердцевиной, на стройной зелёной ножке. Склонившись набок, он будто смотрит на своё отражение в
воде.
Жил когда-то прекрасный юноша, звали его Нарцисс. И был он сыном речного бога Кефиса и очаровательной нимфы. Многие девушки добивались его любви, но он оставался ко всем безразличен. Юноше, впрочем, никогда не приходилось видеть своего лица. Прорицательница предсказала ему, что как только он увидит себя , то сразу умрёт. Нарцисс только посмеялся над этим.
Юношу полюбила прекрасная нимфа Эхо, но он отверг её любовь. Однажды Нарцисс склонился к ручью, чтобы напиться, и увидел в нём своё отражение.
Но вдруг вспомнил предсказание и воскликнул в отчаянии:
-О горе! Я люблю самого себя, и мне осталось немного жить.
Горько заплакал юноша, и слёзы упали в прозрачные воды ручья. Голова его склонилась на прибрежную траву, и Нарцисс умер. На том месте вырос белый душистый цветок. В память о прекрасном юноше его назвали нарциссом.
(Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского)
Ученица.
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки раскрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
И. Бунин.
Ученик.
Лилия получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли», что означает «белый-белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.
прекрасных,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье, и покой.
А. Ахматова.
Ученик.
Как хороши, как свежи были розы в моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Это стихи русского поэта И.П. Мятлева, жившего в одно время с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Всё, что было написано Мятлевым, давно забыто, а вот эти стихи живут. Об этом превосходно сказал поэт Я. Хелемский:
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
«Как хороши, как свежи были розы!»
Ученица.
На пороге лето. Мы ждём его, с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их…
Ученица.
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Учитель.
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…
Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок-земля превратится в сад…