МОУ Шишовская СОШ Бобровского района Воронежской области

 

 

 

 

ПАТРИОТЫ РОССИИ

 

 

(УРОК ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ Шишовская СОШ

Тимашова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

                                            2006 г.

 

Патриоты  РОССИИ.

4 класс

 

 

Цели:

ü      познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечества в начале 17 века;

ü      сформировать представления учащихся о патриотизме;

ü      развивать устную речь, умение работать с исторической картой;

ü      воспитывать любовь к Родине.

 

 

Оборудование:

1.     Схема «Причины «лихолетья» в России».

2.     Схема «Организация восстания в Новгороде».

3.     Иллюстрация с изображением памятника Минину и Пожарскому.

                4. Кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

            I.      Организационный момент.

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

 

           

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

3

 

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:

1.Предприятие, где производят набор и печатание изделий.

2.Название первой печатной книги на Руси.

3.Название металлических букв.

4.Фамилия первопечатника на Руси.

5.Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток.

6.Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве.

7.Фамилия немецкого первопечатника.

 

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся и с печальными и  славными страницами родной истории. Мы узнаем, какие  тяжелые испытания выпали народу России в начале 17 века, и как он с честью преодолел их.

 

                  I.Проверка домашнего задания.

 

а) Фронтальный опрос.

Каково значение начала книгопечатания в России?

Расскажите об Иване Фёдорове и его типографии?

Кто напечатал первый русский букварь?

Назовите русские учебники 17 века и их авторов?

Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?

 

б) Индивидуальная работа по карточкам.

№1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилась верные высказывания:

   По велению царя Ивана….(Грозного) была открыта типография в….(Москве).

Она находилась около стены….(Китай-города). Русским первопечатником стал

….(Иван Фёдоров). Первая печатная книга называлась….(«Апостол»). Позднее

Иван Фёдоров напечатал первый русский….(Букварь).

 

№2. Соедините прозвище с именем:

            

                    Иван IV                                 Мудрый

                   Ярослав                                 Вещий

                   Олег                                       Грозный

                   Владимир                               Красное Солнышко

                   Дмитрий                                Калита

                   Александр                              Невский

                   Иван                                       Донской

 

 

               II.Работа над новым материалом.

    Учитель. Сегодня мы узнаем, какие тяжёлые испытания выпали народу России. Начало 17 века русский народ назвал «лихолетьем». Прочитайте текст на стр.87 учебника и ответьте на вопрос: «Почему начало17 века называют тяжёлыми годами, то есть лихолетьем?»

 

а) СХЕМА 1

 

                                               опустел престол

       Начало 17                        голод                                                        Москва - поляки

века «лихолетье»                   иноземные захватчики          Новгород – шведы

                                               предательство бояр

                                                            

 

                                                                 беспорядок, народное волнение

 

 

Вывод: Начало 17 века русский народ назвал «лихолетьем»: Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами - поляки. Даже в столице был польский гарнизон, а древний Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости. Когда Василий Шуйский был сведен с престола, править землёй стала Боярская дума до тех пор, пока народ не выберет царя. Но выбрать царя было мудрено – такая стояла рознь между русскими людьми. А невдалеке от Москвы стояли поляки, которые тайком ночью ввели в город бояре.

  

  Рассказ учителя о положении государства начала 17 века.

 

- Кого можно назвать патриотом России?

(Патриот – человек, который любит Россию, защищает от врагов.)

 

  Рассказ учителя о Минине и Пожарском.

 

СХЕМА2

Нижний Новгород

Кузьма Минин

(первый денежный взнос)

Народное ополчение

(со всей страны)

Полководец князь Д.И.Пожарский

Поход на Москву (июль 1612 г.)

Битва за Москву (август 1612 г.)

Разгром иноземных захватчиков

 

 

Вывод: Почему К. Минина и Д. Пожарского называют патриотами России?

(Они встали на защиту своей Родины в трудное время.)

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 

       III.      Работа по учебнику

 

а) Статья «Здравствуй, Сибирь-матушка!» стр.90 – 91.

б) Чтение по ролям. «Песня о Ермаке».

 

 

 

      IV.      Закрепление изученного.

 

      За каждый правильный ответ 2 балла.

       1.Почему опустел царский престол? (У царя Фёдора не было детей)

2.Как полякам удалось войти в Москву? (Бояре-изменники)

3.Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Кузьма Минин)

4.Где брали средства на вооружение?

5.Кто возглавил народное ополчение? (Дмитрий Пожарский)

.      6.Как отблагодарил русский народ своих патриотов? (1818 г. Памятник)

       7. Кто был избран на престол в 1613 г.? ( М.Ф.Романов)

 

Ф.     № вопр

И.уч-ся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

кол-во

баллов

оценка

1.

Бузаева Св.

2

2

0

2

0

2

2

1,43

3

2.

Гусев Ал.

2

2

2

2

2

2

2

2

5

3.

Дудченко В.

2

2

2

2

2

2

2

2

5

4.

Каплиев Ил.

0

2

2

0

2

2

2

1,43

3

5.

Соломатина  Т.

2

2

2

2

2

2

2

2

5

6.

Хворостян  Ан.

2

2

2

0

2

2

2

1,71

4

 

Ср.балл -1,14- 1,43 – «3»

                1,71 – «4»

                2     - «5»

               

Средний балл  =

                      

 

 

 

 

         V.      Итог урока. Оценки.

    Д.з. стр.87 – 91 , задание в тетради.

 

 

Hosted by uCoz