МОУ Шишовская СОШ

 

 

 

 

                                                    Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

Мониторинговое исследование

рациона питания

учащихся 1 – 4 классов

МОУ Шишовская СОШ.

 

 

 

 

                                                       

                                                                                                        

                                     Разработала: ученица  8 класса

                                                                 МОУ Шишовская СОШ

                                                                 Гаврина Анна

                                                                 Руководитель: Кривозубова Т.И.

 

 

 

 

 

Шишовка

2008

 

 

     Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребёнка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжёлых случаях даже привести к серьёзным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. В частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведёт к развитию идиотии( слабоумия) на фоне низкорослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма.

Вот почему в рамках физиолого-гигиенического и психофизиологического мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования мы предприняли исследования структуры и регулярности питания шишовских  школьников. Инструментом такого исследования послужили специально разработанные анкеты, которые содержали целый ряд вопросов об условиях и образе жизни учащихся, в том числе – блок вопросов, касающихся структуры и организации питания. Вопросы этого блока поставлены так, чтобы можно было оценить привычный, типичный стиль питания ребёнка в семье. Очевидно, что анкетный опрос не способен точно выявить качественную структуру питания и его количественную меру, однако косвенные вопросы позволяют уяснить, страдают ли дети от недоедания и насколько питательным и полноценным является их рацион.

                       Анкета.

Структура питания школьников МОУ Шишовской СОШ в процентах.

 

Частота потребления.

 

Мясо,

Рыба,

колбаса

Молочные

Продукты,

Яйца

Овощи,

Кроме картофеля

Картофель

 

 

Макароны

Крупы

Каши

Фрукты

Соки

 

Каждый день

 

2-3раза в неделю

 

1 раз в неделю

 

По праздникам.

60

 

25,2

 

 

15,3

 

9,5

68

 

17

 

 

10

 

5

44

 

40

 

 

9

 

7

82

 

15

 

 

3

 

-

49

 

40

 

 

10.5

 

0.5

20

 

40

 

 

30

 

10

 

            Как видно из данных таблицы, абсолютное большинство школьников получают ежедневно полноценный животный белок, служащий необходимым «строительным материалом» для детского организма, благодаря которому возможен рост и развитие нервной, мышечной и других важнейших тканей. Молочные продукты и яйца в основном способны удовлетворить потребность растущего организма в аминокислотах, в том числе – незаменимых, без которых нормальное развитие человека невозможно.

                 Чуть более половины школьников ежедневно едят мясные и рыбные продукты. Весьма значителен вклад в ежедневный рацион картофеля и овощей, служащих ценным источником углеводов (основной энергетический субстрат), а также витаминов и микроэлементов. С другой стороны, ежедневное потребление фруктов и соков – наиболее богатой витаминами пищевой продукции – нельзя считать достаточным: только 30% школьников имеют возможность получать эти продукты каждый день. Беспокойство вызывает та часть детей, которая получает продукты, богатые животным белком (мясо, рыба, яйца, творог) и витаминами (фрукты), один раз в неделю или ещё реже. Следует заметить, что чаще всего те дети, которые недополучают животный белок, лишены также и достаточного количества витаминизированной пищи. Обычно это сочетается с низким уровнем благосостояния семьи, о чём мы судили по ответам респондентов на вопросы других блоков анкеты.

Более половины учащихся 1 и 4 классов, относятся к группе с «высокой» полноценностью питания, ещё ¼  - к группе «умеренной» полноценности. Это свидетельствует о том, что уровень благосостояния большинства семей, в которых растут дети, достаточен для того, чтобы обеспечить нормальные условия роста и развития. В то же время, почти каждый пятый школьник в стране страдает от более или менее выраженного дефицита полноценного питания.

                  Важнейший вопрос – как сказывается дефицит полноценного питания на росте и развитии учащихся? Специальный анализ показал, что группа детей с «низкой» полноценностью питания практически не отличается от среднепопуляционной нормы. Иными словами, организм человека находит необходимые ресурсы для обеспечения роста и развития даже в таких условиях, когда питание ребёнка по количеству и составу не оптимально. Однако ресурсы саморегуляции не беспредельны, и те дети, которые характеризуются «крайне низкой» и, особенно, «недостаточной» полноценностью питания, по целому ряду признаков отличаются от своих сверстников.

               В первую очередь можно констатировать отставание в уровне физического развития  этих детей, причём они в большей мере выражены по массе  тела (разница составляет, в среднем, 1,5-2кг), тогда как торможение роста тело в длину (на 2-3см) – явление значительно более редкое и сочетающееся, как правило, с наиболее тяжёлым дефицитом полноценности питания. Физические возможности детей, страдающих от недостатка питания, также несколько снижены, причём сильнее всего это проявляется в уровне аэробной выносливости. Примечательно, что именно показатель аэробной выносливости считается наиболее информативной характеристикой уровня физического здоровья. Снижение выносливости – верный признак неблагополучия в состоянии регуляторных систем организма, первый сигнал, свидетельствующий о физическом неблагополучии.

Другой важный аспект качества и структуры питания – его регулярность. Человек – существо всеядное, питающиеся как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными продуктами, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи и фрукты). По этой причине  пищеварительная система человека устроенная так, что оптимальный режим питания составляет 3-5-кратный приём пищи в течение дня.

           Эти элементарные правила гигиены питания знакомы, каждому школьнику. Тем не менее, как показывают наши исследования, около 4% учащихся 1-4классы питаются 2-3 раза в день.

 

 

 

       Следует отметить, что в значительном числе случаев это сочетается с весьма низкими цифрами, характеризующими полноценность питания. Таким образом, в значительной мере такой нерациональный режим питания обусловлен невозможностью получать  пищу в соответствии с потребностью. Как мы видим, нерациональный режим питания характерен для несколько большего числа учащихся, чем «недостаточный» уровень полноценности. Вероятно, это говорит о том, что дети и их родители не всегда следуют рекомендациям гигиенистов и врачей об организации рационального питания, даже имея для этого необходимые возможности. В этом направлении необходима всесторонняя пропагандистская и просветительская работа.

              Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракают, причем это нарушение режима питания чаще наблюдается у девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более распространенным явлением. Это – плохой признак, свидетельствующий о формировании участий молодых людей неправильного стереотипа пищевого поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

              

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

 

Организация питания школьников в процентах.

 

Утром не завтракают

 

Завтракают дома

 

Обедают в школьной столовой.

 

Не питаются в школьной столовой

 

Обедают дома

 

Ужинают дома

 

 

 

44,8%

 

55,2%

 

100%

 

 

  - 

 

   -

 

100%

16,6%

 

83,4%

 

100%

 

 

   -

 

   -

 

100%

 

36,4%

 

63,6%

 

63,5%

 

 

36,5%

 

36,5%

 

100%

 

 

42,4%

 

58,5%

 

77,7%

 

 

22,3%

 

  -

 

100%

 

 

                                               1 класс                 2 класс        3 класс             4 класс

 

 Резюмируя представленные материалы, можно констатировать, что сегодняшняя ситуация с состоянием питания учащихся нашей школы вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причём в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно

невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Во-вторых, дети и, видимо, их родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний. По данным медицинского осмотра среди учащихся 1-4 классов ожирением страдают 6 человек, хроническим гастритом 5 человек, острым гастритом 4 человека, ДЖВП (воспаление желчного пузыря из-за нарушения рациона питания) 2 человека.

 В-третьих, организация питания в школах оставляет желать лучшего, и многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся младших классов, которые проводят в школе по 5-6 часов ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения. 

 

 

 

 

 

 В результате исследования мы рекомендуем следующие:

1)В связи с обострением желудочно-кишечных заболеваний в весенний период поварам школьной столовой в рационе питания использовать супы, каши. Исключить употребление полуфабрикатов. Использовать ежедневно овощные салаты.

2)Родителям усилить контроль над режимом питания детей дома. Включить в рацион питания натуральные продукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Исключить из рациона питания жевательные резинки, чипсы, сухарики и т. д.

 

 

Hosted by uCoz