МОУ Шишовская СОШ
Исследовательская работа
Мониторинговое исследование
рациона питания
учащихся 1 – 4 классов
МОУ Шишовская СОШ.
Разработала: ученица 8 класса
МОУ Шишовская СОШ
Гаврина Анна
Руководитель: Кривозубова Т.И.
Шишовка
2008
Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребёнка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжёлых случаях даже привести к серьёзным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. В частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведёт к развитию идиотии( слабоумия) на фоне низкорослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма.
Вот почему в рамках физиолого-гигиенического и психофизиологического мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования мы предприняли исследования структуры и регулярности питания шишовских школьников. Инструментом такого исследования послужили специально разработанные анкеты, которые содержали целый ряд вопросов об условиях и образе жизни учащихся, в том числе – блок вопросов, касающихся структуры и организации питания. Вопросы этого блока поставлены так, чтобы можно было оценить привычный, типичный стиль питания ребёнка в семье. Очевидно, что анкетный опрос не способен точно выявить качественную структуру питания и его количественную меру, однако косвенные вопросы позволяют уяснить, страдают ли дети от недоедания и насколько питательным и полноценным является их рацион.
Анкета.
Структура питания школьников МОУ Шишовской СОШ в процентах.
Частота потребления.
|
Мясо, Рыба, колбаса |
Молочные Продукты, Яйца |
Овощи, Кроме картофеля |
Картофель
|
Макароны Крупы Каши |
Фрукты Соки
|
Каждый день
2-3раза в неделю
1 раз в неделю
По праздникам. |
60
25,2
15,3
9,5 |
68
17
10
5 |
44
40
9
7 |
82
15
3
- |
49
40
10.5
0.5 |
20
40
30
10 |
Как видно из данных таблицы, абсолютное большинство школьников получают ежедневно полноценный животный белок, служащий необходимым «строительным материалом» для детского организма, благодаря которому возможен рост и развитие нервной, мышечной и других важнейших тканей. Молочные продукты и яйца в основном способны удовлетворить потребность растущего организма в аминокислотах, в том числе – незаменимых, без которых нормальное развитие человека невозможно.
Чуть более половины школьников ежедневно едят мясные и рыбные продукты. Весьма значителен вклад в ежедневный рацион картофеля и овощей, служащих ценным источником углеводов (основной энергетический субстрат), а также витаминов и микроэлементов. С другой стороны, ежедневное потребление фруктов и соков – наиболее богатой витаминами пищевой продукции – нельзя считать достаточным: только 30% школьников имеют возможность получать эти продукты каждый день. Беспокойство вызывает та часть детей, которая получает продукты, богатые животным белком (мясо, рыба, яйца, творог) и витаминами (фрукты), один раз в неделю или ещё реже. Следует заметить, что чаще всего те дети, которые недополучают животный белок, лишены также и достаточного количества витаминизированной пищи. Обычно это сочетается с низким уровнем благосостояния семьи, о чём мы судили по ответам респондентов на вопросы других блоков анкеты.
Более половины учащихся 1 и 4 классов, относятся к группе с «высокой» полноценностью питания, ещё ¼ - к группе «умеренной» полноценности. Это свидетельствует о том, что уровень благосостояния большинства семей, в которых растут дети, достаточен для того, чтобы обеспечить нормальные условия роста и развития. В то же время, почти каждый пятый школьник в стране страдает от более или менее выраженного дефицита полноценного питания.
Важнейший вопрос – как сказывается дефицит полноценного питания на росте и развитии учащихся? Специальный анализ показал, что группа детей с «низкой» полноценностью питания практически не отличается от среднепопуляционной нормы. Иными словами, организм человека находит необходимые ресурсы для обеспечения роста и развития даже в таких условиях, когда питание ребёнка по количеству и составу не оптимально. Однако ресурсы саморегуляции не беспредельны, и те дети, которые характеризуются «крайне низкой» и, особенно, «недостаточной» полноценностью питания, по целому ряду признаков отличаются от своих сверстников.
В первую очередь можно констатировать отставание в уровне физического развития этих детей, причём они в большей мере выражены по массе тела (разница составляет, в среднем, 1,5-2кг), тогда как торможение роста тело в длину (на 2-3см) – явление значительно более редкое и сочетающееся, как правило, с наиболее тяжёлым дефицитом полноценности питания. Физические возможности детей, страдающих от недостатка питания, также несколько снижены, причём сильнее всего это проявляется в уровне аэробной выносливости. Примечательно, что именно показатель аэробной выносливости считается наиболее информативной характеристикой уровня физического здоровья. Снижение выносливости – верный признак неблагополучия в состоянии регуляторных систем организма, первый сигнал, свидетельствующий о физическом неблагополучии.
Другой важный аспект качества и структуры питания – его регулярность. Человек – существо всеядное, питающиеся как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными продуктами, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи и фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроенная так, что оптимальный режим питания составляет 3-5-кратный приём пищи в течение дня.
Эти элементарные правила гигиены питания знакомы, каждому школьнику. Тем не менее, как показывают наши исследования, около 4% учащихся 1-4классы питаются 2-3 раза в день.
Следует отметить, что в значительном числе случаев это сочетается с весьма низкими цифрами, характеризующими полноценность питания. Таким образом, в значительной мере такой нерациональный режим питания обусловлен невозможностью получать пищу в соответствии с потребностью. Как мы видим, нерациональный режим питания характерен для несколько большего числа учащихся, чем «недостаточный» уровень полноценности. Вероятно, это говорит о том, что дети и их родители не всегда следуют рекомендациям гигиенистов и врачей об организации рационального питания, даже имея для этого необходимые возможности. В этом направлении необходима всесторонняя пропагандистская и просветительская работа.
Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракают, причем это нарушение режима питания чаще наблюдается у девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более распространенным явлением. Это – плохой признак, свидетельствующий о формировании участий молодых людей неправильного стереотипа пищевого поведения.
Анкета
Организация питания школьников в процентах.
Утром не завтракают
Завтракают дома
Обедают в школьной столовой.
Не питаются в школьной столовой
Обедают дома
Ужинают дома
|
44,8%
55,2%
100%
-
-
100% |
16,6%
83,4%
100%
-
-
100%
|
36,4%
63,6%
63,5%
36,5%
36,5%
100%
|
42,4%
58,5%
77,7%
22,3%
-
100%
|
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Резюмируя представленные материалы, можно констатировать, что сегодняшняя ситуация с состоянием питания учащихся нашей школы вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причём в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно
невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Во-вторых, дети и, видимо, их родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний. По данным медицинского осмотра среди учащихся 1-4 классов ожирением страдают 6 человек, хроническим гастритом 5 человек, острым гастритом 4 человека, ДЖВП (воспаление желчного пузыря из-за нарушения рациона питания) 2 человека.
В-третьих, организация питания в школах оставляет желать лучшего, и многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся младших классов, которые проводят в школе по 5-6 часов ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.
В результате исследования мы рекомендуем следующие:
1)В связи с обострением желудочно-кишечных заболеваний в весенний период поварам школьной столовой в рационе питания использовать супы, каши. Исключить употребление полуфабрикатов. Использовать ежедневно овощные салаты.
2)Родителям усилить контроль над режимом питания детей дома. Включить в рацион питания натуральные продукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Исключить из рациона питания жевательные резинки, чипсы, сухарики и т. д.